Из истории Бокситогорского района

Каждый раз, когда пионерам и школьникам нашего сельсовета приходится ехать на пароходе по реке Тихвинке и Тихвинскому каналу, у них возникал ряд все новых и новых вопросов: когда построен Тихвинский канал? Верно ли, что здесь бывал Петр 1?

Пытаясь удовлетворить свою любознательность, ребята обращались нередко с такими вопросами и ко мне, как к учителю истории.

Для того, чтобы обстоятельно изучить прошлое нашего района, мы создали при Михалевской школе исторический кружок и обратились за разъяснениями по ряду вопросов в Центральный государственный архив СССР. Вот, что нам ответили оттуда.

Тихвинская водная система сооружена по замыслу Петра 1. В 1710 году им были посланы для производства изысканий инженеры.

Тихвинская система должна была соединить Неву с Волгой с помощью рек Мологи и Сяси. В этих краях издавна существовал торговый путь из Волги в Прионежский край и за границу, причем через водораздел между реками грузы перевозились гужом.

В именном указе Петра 1 от 28 мая 1712 года о мероприятиях по улучшению Боровичских и Мстинских порогов было впервые дано направление будущей Тихвинской водной системе. Петр 1 сам бывалнесколько раз на проектируемой системе, исследовал водораздельный пункт, наметив для этого озеро Крупино.

В полуверсте от озера Крупино на северной стороне Тихвинского канала, между Нижегородским и Киевским шлюзами был построен для временного пребывания Петра 1 деревянный дворец на каменном фундаменте. Дворец существовал до 1802 года, потом он по неизвестной причине был уничтожен пожаром. На его месте впоследствии была построена часовня, а позднее – каменный монумент, который сохранился и до наших дней.

Постройка Тихвинского канала развернулась в 1801 году.

Для сооружения канала были согнаны крестьяне со всех концов страны. В 1805 году были закончены работы, а в 1806 году были завершены гидротехнические сооружения.

В 1811 году по  системе было открыто судоходство, хотя еще и не были устранены все недоделки.

Однако, в связи с постройкой железной дороги Петербург-Москва, Рыбинско-Бологовской и Нижегородской железных дорог, а также улучшением Мариинской системы, Тихвинская водная система в значительной мере утратила свое значение. Между 1851 и 1871 годами движение судов по этой системе непрерывно уменьшалось, и с течением времени она стала водным путем только местного значения.

Амур, А. Школьники знакомятся с историей своего края // Колхозная жизнь. – 1954. – 10 ноября. – С. 4.


МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
© 2017