Из истории Бокситогорского района

Публикуемые фотографии были сделаны более 60 лет назад. Они показывают строительство Северной (ныне Октябрьской) железной дороги, которая пересекла наш край с запада на восток, соединила ленинград с Архангельском и Уралом.

Вот краткие сведения об этапах этого строительства.

5 мая 1901 года царское правительство утвердило проект строительства железнодорожной линии от станции Санкт-Петербург до станции Вологда через Тихвин, Подборовье, Заборье, Череповец.

В июле 1901 года начались подготовительные работы. Закончились они к середине марта следующего года. Дорога была сдана в эксплуатацию в 1906 году. Она имела большое военно-стратегическое значение. Открывался путь на Екатеринбург (Свердловск), появился второй выход на Сибирскую магистраль.

Строительство Северной железной дороги по тому времени шло быстрыми темпами. Кроме государственного капитала, привлекался частный. На этом грели руки и местные лесопромышленники, поставлявшие лес на шпалы.

Из сохранившихся архивных документов (летописи священника Лиственско-Серебрянской церкви) видно, что даже церковь принимала участие в этой стройке. Тихвинский купец громов закупил лес из церковных лесных дач в Коробище на сумму 250 000 рублей. По тому времени деньги очень большие.

В поисках заработка шли на дорогу местные крестьяне. Кто был с лошадью – подвозил материалы. Безлошадные работали с киркой и лопатой. Техника, как видно из фотографий, тогда была очень примитивной.

Строительство железной дороги способствовало росту пролетариата в нашем крае. В 1905 году на станции Пикалево проходит первая маевка.

В период Великой Октябрьской  социалистической революции большую роль сыграли железнодорожники станции Тихвин, Большой двор, Чудцы, Ефимовская. Они расклеивали листовки с первыми ленинскими декретами, помогали устанавливать в крае Советскую власть, а в период разрухи и голода боролись со спекулянтами и мешочниками.

В годы Великой Отечественной войны наши железнодорожники проявили массовый героизм, доставляя продовольствие в осажденный Ленинград. После освобождения Тихвина в декабре 1941 года в короткий срок был восстановлен участок железной дороги Тихвин-Волховстрой. 1 января 1942 года первый поезд с продовольствием для ленинградцев прибыл в Волховстрой.

Октябрьская железная дорога была награждена орденом Ленина. Это высока оценка героического труда и ратных подвигов ее славного коллектива.

…Идут годы. Они несут с собой большие обновления. По Октябрьской магистрали теперь проносятся тепловозы, которые пришли на смену паровозам. Теперь и скорости не те, что были. Намного раньше доставляются грузы, пассажиры. Новой железнодорожной техникой управляют опытные кадры, замечательные мастера своего дела.

На этих снимках вы видите железнодорожный мост на участке Тихвин-Пикалево, прокладку пути в районе Пикалева и один из первых паровозов на Северной железной дороге.

Калинин, М. Когда строилась железная дорога // Новый путь. – 1969. – 2 августа. – С. 2,3, фотоил.

           


МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
© 2024