Боголюбов Иван Андреевич, погиб в годы войны. Был командиром эскадрильи.

В деревне Половное, среди живописной природы, на берегу бурной речки Черенки, в большой крестьянской семье в 1912 году родился Иван Андреевич Боголюбов. С малых лет он вместе со своими сверстниками участвовал в тяжелом крестьянском труде. Потом разносил почту по деревням. На редкость любознательный, он с отличием окончил Черенскую школу. Родители, видя его усидчивость и стремление к знаниям, отправили мальчика в Тихвинскую среднюю школу, где он проучился несколько лет.

Незабываемым для Боголюбова был 1931 год, когда он переступил порог авиационного училища. Сбылась, наконец, заветная мечта. Потекли дни напряженной учебы и работы. Крестьянскому пареньку, привыкшему трудиться с ранних лет, наука давалась легко.

Окончив с отличием авиационное училище, Боголюбов стал командиром звена истребителей в одной из летных частей Ленинградского военного округа. Много здесь пришлось поработать Боголюбову. Зато уже через два месяца его подразделение занимает первое место в части по боевой и политической подготовке.

Боголюбов знал, что обстановка в мире тревожная, что в любой момент нужно быть готовым встать на защиту своей Родины. Только недавно проводил он своего друга Виктора Кустова, уехавшего в героическую Испанию сражаться против фашистов. И вот пришло известие о его гибели. Тяжело переживали товарищи смерть друга. Ненависть к фашистам закипала в сердце.

Подошла зима 1939 года.. началась война с белофиннами. На подступах к Ленинграду летчики И.А. Боголюбова получают первое боевое крещение. Клятву, данную Родине, летчики выполнили. не один вражеский стервятник не проник в расположение наших войск. Воздушные подступы к Ленинграду зорко охраняли славные советские пилоты. Во время боев с белофиннами Боголюбов стал коммунистом.

Когда прекратились военные действия, командир полностью отдает себя совершенствованию летного мастерства своего подразделения. Иван Андреевич теперь во главе эскадрильи. В часть прибыла новая техника, появились новые люди. Нужно было в совершенстве освоить эту технику. Днем и ночью продолжалась учеба. Командир никогда не знал усталости. Он понимал, что затишье ненадолго. И готовил летчиков к новым, более серьезным испытаниям.

Вот что писала газета Известия 20 июня 1941 года: "...Ежедневно летчики эскадрильи капитана Боголюбова взлетают в воздух, отшлифовывая сложный вираж, воспитывая выдержку, бесстрашие, быстроту реакции на всякие неожиданности".

А ровно через двое суток фашистские орды обрушились на нашу Родину. "Мы отлично понимаем коварство и силу врага, но мы смело говорим: нас не запугаешь! Гитлеровская банда сломит голову в этой войне!", заявил на митинге летного состава аэродрома капитан Боголюбов.

Подразделение Боголюбова образцово выполняло все боевые задания командования.

Высоко ценили летчики своего командира, и под его руководством смело бросались в бой на ненавистного врага. Но воевать ему пришлось недолго. Через месяц после начала войны, 22 июля 1941 года, капитан Боголюбов погиб, героически защищая город Ленина.

Вот как описывает гибель Боголюбова известный советский писатель Виссарион Саянов, автор книги "Земля и небо", в газете "Известия" от 29 июля 1941 года.:

"Капитан Боголюбов был командиром эскадрильи, лейтенант Прищепа - его адъютантом. Они были неразлучны. Прищепа всегда старался охранять в бою командира. В Боголюбове была большая внутренняя сила, и все, знавшие этого человека, уважали его как командира и воздушного бойца...

- Бей врага из пулемета, нет патронов - руби винтом, винт не работает - тарань своим истребителем, чтобы ни одна гадина не ушла живой, - учил он своих товарищей.

Ранним утром над облаками мчались два быстроходных "ястребка". Это Боголюбов и Прищепа патрулировали небо. Неожиданно показались вблизи вражеские самолеты. Шесть "мессершмиттов" шли наперерез. Боголюбов качнул машину, и сразу неустрашимые воздушные бойцы начали сражение с врагом. Двое против шести!

Боголюбов и Прищепа смело вели воздушный бой. Заботясь о камандире, Прищепа все время преследовал самолеты, стремившиеся атаковать Боголюбова. Уже два "мессершмитта" сбил Боголюбов, когда загорелся его самолет. Гибель самолета была неизбежна, и Боголюбов выбросился на парашюте. В эти-то минуты его и расстреляли фашистские стервятники. Прищепа бросился на выручку, сбил еще один "мессер", но спасти командира не удалось.

Узнав о гибели своего любимого командира Ивана Андреевича Боголюбова, летчики поклялись отмстить за него. Один из его боевых товарищей посвятил этому свое стихотворение, напечатанное в газете части. Оно назвывалось "Клянутся летчики":

За пролитую кровь

                  в сраженьи капитаном

Клянутся летчики

                 фашистов крепче бить.

На город Ленина

                 воздушным океаном

Враг никогда,

                 нигде не пролетит.

Наш "ястребок" догонит

                и собьет пирата.

И в схватке постоит

                за честь своей страны.

Пусть, как ни тяжела

                постигшая утрата,

Герои-летчики

               решимости полны!"

Такова история героического подвига нашего земляка капитана Боголюбова Ивана Андреевича, уроженца деревни Половное Мозолевского сельсовета. Похоронен И.А. Боголюбов в поселке Ропша, под Ленинградом.

Калинин, М. Крылья героя / М. Калинин // Трудовая слава. – 1964. - 20 марта. – С. 4, фотоил.


МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
© 2018