В боях за Тихвин
Август тяжелого 1941 года. Наши войска под натиском превосходящих сил озверевших фашистов отступают. Упорные бои развернулись у переправы через Западную Двину. В трудную минуту на помощь наземным войскам вылетела эскадрилья советских бомбардировщиков под командованием Гречишникова. Фашисты не ожидали массированного налета.
Потери их были велики. На том мосте, где несколько минут назад стояли фашистские танки, теперь лежали груды металла.
Сотки вражеских солдат остались навсегда на левом берегу Западной Двины. В результате успешной воздушной операции продвижение мотомеханизированных частей противника было приостановлено на несколько суток. На поле боя осталось более 300 автомашин, 90 танков, много зенитных орудий и другой техники.
Так начинали войну летчики под командованием капитана Гречишникова.
Василий Гречишников родился в городе Николаеве. Семнадцати лет вступил в комсомол.
А когда в городе открылась Гражданская школа морских летчиков, он вместе со старшим братом стал в ней учиться. Учился охотно и старательно
И вот школа позади. Молодой летчик получает назначение на Балтику. Первое боевое крещение с белофиннами. За сто дней боев Гречишников сделал 44 вылета. Потопил два вражеских корабля, разрушил несколько важных объектов, уничтожил десятки танков, дотов противника. За боевые действия на фронте он был награжден орденом Красного Знамени.
В мае 1940 года В. Гречишникову присвоили звание капитана. Теперь в его распоряжении четыре звена. Снова большую часть суток он проводит в воздухе или на аэродроме. Учит летчиков боевому мастерству.
В очередной отпуск Гречишников поехал весной 1941 года. Путь лежал в далекий и тихий Петриков. Отправился он со всем семейством. Но внезапно, когда до конца отпуска было еще далеко, его вызвали в часть. Простился с женой и маленькой дочуркой Валюшкой. Возвращался в часть с тяжелым предчувствием.
21-го июня был получен приказ — авиационный полк привести немедленно в боевую готовность. Экипажи заняли места у своих самолетов. Никто не спал. Чувствовали, что с запада приближается гроза. В два часа после полуночи командир полка собрал командиров и прочитал им полученный штабом документ: «На границе с Германией наблюдается усиленное стягивание немецких войск. В случае прорыва на советскую территорию будьте готовы поднять полк в воздух».
Так второй раз за свою двадцативосьмилетнюю жизнь капитан Василий Гречишников начал воевать. Он ставил минные заграждения в местах входов во вражеские порты, бомбил военно-морские базы противника в Данциге, Кольбере, Штеттине. Поддерживал наши сухопутные войска у Чудова, Двинска, Нарвы и в других местах.
Вот краткие строки из записей военных лет:
«11 июля бомбил вражеский караван, лично уничтожил два транспорта. 19 июля ставили минные банки в устье Западной Двины. 16 июля вылетал дважды на поддержку наземных войск в районе Осьмино».
В июле 1941 года фашисты на весь мир трубили о своих победах на Восточном фронте. 8 августа гитлеровское радио объявило, что ночью Берлин бомбила английская авиация, и притом было сбито шесть самолетов противника. На следующий день британские официальные лица заявили, что из-за плохой погоды ни один английский самолет не поднимался в воздух.
Столицу фашистского логова, несмотря ка плохую погоду, бомбила советская авиация. Та самая авиация, об уничтожении которой кричала гитлеровская пропаганда. Удары по Берлину наносились и в дальнейшем.
13 августа 1941 года вся наша страна узнала имена балтийских летчиков, бомбивших Берлин. Пять из них, в том числе Василий Алексеевич Гречишников, были удостоены звания Героя Советского Союза. «Золотую Звезду» Героя за № 613 ему вручили за несколько часов до очередного боевого вылета. Девять раз капитан Гречишников и его штурман Власов участвовали в налетах на Берлин.
Через некоторое время полк получил задание перебазироваться на другой аэродром. Лететь нужно было через линию фронта.
Василий Гречишников и его штурман старший лейтенант Александр Власов получили задание нанести удар по противнику, прорвавшемуся в тыл наших войск
…Вот самолет над целью. Длинной змеей ползет танковая колонна врага по тихвинской земле. Самолеты заходят для бомбежки, фугасы летят в цель. На выходе из атаки самолет Гречишникова попадает в плотную стену огня зенитных батарей противника. Появились вражеские истребители. Один из снарядов угодил в мотор, самолет загорелся. Василий Гречишников всегда находил выход из самых, казалось бы, безвыходных положений, но тут выхода не было. С трудом выровняв подбитую машину, Василий Алексеевич Гречишников направил горящий самолет на вражеские танки. Столб огня и куски металла стали памятником на могиле героя.
Так балтийский летчик-моряк, спустя четыре дня повторил под Тихвином подвиг Николая Гастелло.
Пройдут века, но дело, за которое отдал свою жизнь капитан Гречишников, никогда не изгладится в памяти народной.
Нам удалось разыскать родных Героя Советского Союза В. А. Гречишником. Его жена и дочь Валентина живут в родном Петрикове Гомельской области. Дочь окончила педагогический институт и работает учительницей в местной школе.
Калинин, М. Он повторил подвиг Гастелло / М. Калинин // Новый путь. – 1965. – 9 сентября.
МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»