Самолетов Василий Иванович - кавалер ордена Ленина

28 февраля 1939 года газета «Кривоносовец», орган парткома и месткома депо Облучье Дальневосточной железной дороги писала в передовой статье: «23 февраля в честь 21-й годовщины Красной Армии и Военно-Морского Флота комсомольско-молодежная бригада мастера-орденоносца т. Самолетова и бригадира т. Кондратенко показала новый рекорд в ремонте паровозов. За 8 часов бригада выпустила из промывочного ремонта два паровоза.

В работе бригады чувствовалось подлинное социалистическое соревнование, сплоченность и взаимная помощь, что и решило успех дела».

В начале этой недели я фотографировал бригаду ремонтников в депо железнодорожного цеха Пикалевского глиноземного комбината. Естественно, поинтересовался стажем работы каждого.

Давно ли работаю? — улыбаясь. повторил мой вопрос пожилой, небольшого роста мужчина в старенькой кепке. Неторопливо раскурил сигарету и сказал:

- 43-й год около паровозов хожу.

Это и был мастер Василий Иванович Самолетов. Тот самый, о котором писала газета « Кривоносовец».

...Беседовали мы вечером в уютной, отлично обставленной квартире Самолетовых. Передо мной на столе лежали различные мандаты, удостоверения, пожелтевшие от времени трудовая книжка и вырезки из газет. Василий Иванович рассказывал и как бы заново переживал события далеких прошедших лет.

...Три года болтался на Вологодской бирже труда молодой паренек Василий Самолетов. Трудно тогда было устроиться на работу. Шел 1927-й год. После долгих мытарств удалось Василию оформиться в депо чернорабочим.

В Вологодском депо проводился конкурс на лучшего производственника. Василий занял в нем 4-е место и получил премию. Но что было самое радостное — стал квалифицированным специалистом — слесарем 4-го разряда.

С этого времени, — вспоминает Василий Иванович, — и пошли дела в гору.

Через год в левом кармане пиджака лежал самый дорогой документ — комсомольский билет. Это звание обязывало быть на переднем крае первой пяти летки. А одной из задач ее являлось улучшение работы железнодорожного транспорта, вывод его из отсталого в передовые. Узким местом в депо была несвоевременная выдача паровозов под поезда и на маневры из (промывочно-планового ремонта. Простой доходил до 60 часов. Комсомольско-молодежная бригада В. Самолетова решила довести его до нормы — 45 часов. И они успешно справились с задачей. В. Самолетова наградили значком ударника.

Коллектив не успокоился на достигнутом. Комсомольцы часто собирались вместе. Подсчитывали, прикидывали малейшие возможности улучшения организации труда, использования неучтенных резервов. В результате получалось, что можно сократить простой паровозов на промывочном ремонте почти на половину установленной нормы. О том, как они осуществили свои планы, рассказывала газета Вологодского отделения Северной железной дороги «Северный путь»: «Такой небывалый рекорд в борьбе за своевременный выпуск паровозов из ремонта был достигнут благодаря правильной расстановке рабочей силы. Сам т. Самолетов лично следил за тем, как произ­водится подача деталей в подсобные цехи, и приходил в депо в свободное от дежурства время. Он установил некоторую поточность сборки деталей. На паровозе были выполнены и такие работы, которые не предусматривались характеристикой ремонта».

Опыт подхватили все ремонтные бригады железнодорожников. Василий Иванович Самолетов выступил с докладам на первом дорожном слете ударников паровозных депо и заводов Северной железной дороги.

1934 год. Он особенно врезался в память В. И. Самолетова. Москва. Кремль. Михаил Иванович Калинин вручает знатному бригадиру высшую правительственную награду орден Ленина.

(Пожал мне правую руку Михаил Иванович. — вспоминает Самолетов, — в левую вложил красную коробочку с орденом и орденской книжкой — и я весь мокрый. Страшно волновался! Стал выступать — заплакал. Не мог говорить от радости и волнения.

В трудовой книжке В. И. Самолетова появилась лаконичная запись: «За выполнение задачи по улучшению работы железнодорожного транспорта награжден ВЦИК СССР орденом Ленина».

Передо мной на столе два удостоверения: «Член Пленума Хабаровского краевого комитета ВЛКСМ и член Пленума обкома ВКП(б) Еврейской автономной области». Золотого тиснения буквы на обложке поистерлись от времени. Но не стерлись в памяти прожитые годы. Вологда — Южный Сахалин — Карельский перешеек — Тихвин — Пикалево. Этапы большого трудового пути коммуниста, инженер-капитана тяги Василия Ивановича Самолетова. Работал мастером, заместителем начальника депо, начальником депо. И на любом посту отдавал всего себя любимому делу, людям. О безупречной рабочей биографии свидетельствуют записи в трудовой книжке. Вот часть, только малая часть их, короткие скупые строчки трудовой доблести железнодорожника:

1937 год. Награжден значком «Почетный железнодорожник».

Г946 год. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

1951 год. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1954 год. Награжден орденом Ленина.

По стальным магистралям все чаще и чаще стали проноситься мощные тепловозы. Тихвинское паровозное депо, в котором Василий Иванович работал заместителем начальника, постепенно закрывалось. Самолетов переехал в Суоярви, на Карельский перешеек. Там пробыл недолго. В 1959 году по приглашению дирекции глиноземного завода прибыл в Пикалево. С тех пор он мастер по ремонту паровозов в депо железнодорожного цеха.

Годы расшатали здоровье Василия Ивановича. Давно пора бы на пенсию. Но Василий Иванович по-прежнему остается в строю железнодорожников.

Поброжу еще, поработаю, — говорит Самолетов.

...В депо железнодорожного цеха стоял на подъемочном ремонте мощный локомотив. Не суетливо, но споро занимались своим делом люди.

К празднику железнодорожников выпустим паровоз из ремонта. — сказал бригадир И. Ф. Литвинов... — Слово дали.

Вот они, достойные преемники самолетовцев, — подумал я, припоминая пожелтевшие страницы газет 30-х годов.

Барыгин, В. Ветеран стальных путей // Новый путь. – 1966. – 9 августа. – С. 3-4.


МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
© 2018