Из истории Бокситогорского района

Было время, когда территория нашего края была почти сплошь покрыта лесами. Новгородцы впервые пришли сюда за пушным «золотом». Они проходили «многие лесы, и дебри непрохо­димые, и мхи, и блата непостоянные, и озера многие, и дрязги великие...».

В те далекие времена основными путями сообщения служили реки. Труден и опасен был древний водный путь. Чтобы перебрасывать утлые суденышки из одной реки в другую, нужно было перетаскивать их по суше, «волоком». Так и назывались участки, через которые «волочили» суда.

По народному суеверию волок считался местом нечистым, проклятым. Каждый проезжавший через него должен был бросать ветки деревьев, камни, все, что попадалось под руку, чтобы волок стал более высоким и сухим. Убирать набросанное считалось тяжким грехом. Нередко на волоках сооружали храмы и ставили монументальные каменные кресты, служившие ориентирами.

Постепенно на этих местах возникали и населенные пункты, жители которых занимались «волоковым промыслом». Они переправляли ладьи с товарами, используя валки, катки, салазки и прочие приспособления для перевозки.

Наш район пересекает река Воложба (древняя Воложь), приток реки Сясь. Река Волоченка соединяет Воложбу с Волошским озером, в которое впадает («ныряет») река Понырь. Отсюда шел волок до реки Чагоды (бассейн Волги). Названия — «Воложба», «Волоченка», «Волошское озеро» — происходят от слова «волок».

На берегу Чагоды (территория Анисимовского сельсовета), где заканчивался древний волок, находился Великославский (Великословенский) погост. Здесь стоят две старинные церкви. Особенно большую ценность представляет деревянный храм XVII века — памятник русского деревянного зодчества, прекрасно согласованный с окружающим пейзажем. Здесь, у старинных храмов, чувствуешь дыхание русской самобытной культуры. Однако обе церкви находятся в крайне плачевном состоянии (см. снимок).

Приведение в порядок памятников истории и культуры родного края — кровное дело местных сельсоветов, которые могут широко привлечь к этому делу местную общественность, ознакомить ее с действующим законодательством об их охране.

Крайне важно, чтобы шефство над памятниками древнерусского зодчества на берегу реки Чагоды взяла Анисимовская восьмилетняя школа, находящаяся по соседству с ними.

Поступают и другие тревожные вести о нерадивом отношении к нашим памятникам. Какие-то современные «варвары» недавно изрядно испортили памятник Петру I, стоящий на Тихвинском водораздельном канале. Унесли свинец и разворотили плиты монумента.

Произошло то, что выдающийся художник Н. Рерих, один из стойких защитников русской и мировой культуры, назвал «тихими погромами». Намеренно уничтожать памятники родной старины — значит, «осмысленно налагать руку на русское искусство и на русскую историю», — писал в конце прошлого века художник В. В. Верещагин.

Вопрос об охране памятников культуры в наше время приобрел исключительно большое значение. Помощь общественности в этом деле крайне необходима.

Кисловской, С. На древнем волоке // Новый путь. – 1967. – 22 августа. – С. 4.


МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
© 2018