Из истории Бокситогорского района

В 1905 году известный краевед И. П. Мордвинов в газете «Новгородский Север» сообщил, что на берегу реки Рагуши он встретил «скалы минерала, похожего на боксит». Однако годом открытия Тихвинского месторождения бокситов считают 1916 год, когда житель Тихвина инженер Т. П. Тимофеев доставил образцы бокситов в Петроград, в Главное артиллерийское управление. Химический анализ подтвердил догадки и предположения первых исследователей этой ценной руды. С того времени и усилился интерес к изучению Тихвинского бокситоносного района.

В 1932 году из тихвинских бокситов был получен первый советский глинозем. Это была большая победа молодой советской науки, нашего рабочего класса.

Немалый вклад в развитие цветной металлургии страны и ее алюминиевой отрасли внесли и горняки Тихвинского глиноземного завода. От лопаты, кирки, обушка и тачки к мощным шагающим экскаваторам — таков путь наших рудников за годы Советской власти.

Год от года растет добыча боксита, который поступает для переработки на глинозем, а также для цементной промышленности и черной металлургии центра и юга страны.

Ветераны рудников Михаил Александрович Калязин, Николай Фролович Карпов и многие другие

Старейшие горняки являются свидетелями и непосредственными участниками тех поистине величественных преобразований, которые произошли на рудниках. Они хорошо помнят первые маломощные экскаваторы «Воткинец», «Марион» и другие, которые не идут ни в какое сравнение с сегодняшними 15- и 10-кубовыми шагающими гигантами.

С увеличением оснащенности рудников современным горным оборудованием, ростом опыта и мастерства рабочих и инженерно-технического персонала увеличивались объемы вскрышных и добычных работ, выросла глубина и сложность разработки карьеров. Для примера возьмем такие цифры. В 1940 году объем выполненных на рудниках вскрышных работ составил 425 тысяч кубометров. В настоящее время это равняется примерно месячной работе рудников.

Путь от первого рудника к семнадцатому связан с постоянным углублением наших карьеров. Проектная, а в ближайшее время и фактическая глубина Подсосненского и Малявинского карьеров будет более 50 метров. Еще несколько лет назад месторождения с такой глубиной в нашем бокситоносном бассейне предусматривалось отрабатывать подземным способом.

Непрерывно совершенствуется и технология горных работ. Завершен переход от железнодорожного способа производства вскрышных работ к вскрыше на автотранспорт. Внедряется добыча боксита с вывозкой из карьеров автотранспортом. При добыче руды применяются только стационарные железнодорожные пути, что значительно повышает степень механизации работ и их безопасность.

Улучшилось качество сырья: боксита, известняка. Известняк, например, добывается только первого сорта. Хорошее, равномерное качество сырья является одной из основных предпосылок устойчивой и экономичной работы как глиноземного цеха, так и завода в целом.

Горняки завода с большими производственными успехами идут навстречу 50-летию Советского государства. Все рудники успешно справились с планом семи месяцев по реализации продукции, получению сверхплановых прибылей и по другим показателям.

За каждой цифрой роста производственных показателей мы видим напряженный нелегкий труд рабочих всех горняцких профессий, инженерно-технических работников и служащих. Мы с гордостью называем имена лучших из лучших — наших передовых горняков, отмеченных правительственными наградами,—Борисова, Поспелова, Сигору, Кузнецова, Мурашова, Павлова, Каля зина и многих, многих других, которые умножают славу рудников завода.

Бурцев, А. Сколько миллионов лопат? // Новый путь. – 1967. – 8 сентября. – С. 2.


МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
© 2024