В 1882 г.(135 лет назад) родился Васильев Александр Алексеевич (1882-1918),

   один из первых в России лётчиков-профессионалов, победитель первого группового перелёта по маршруту Петербург-Москва летом 1911 г., участник Первой мировой войны; делал вынужденную посадку в Любани в 1913 г.

   Васильев А.А. окончил Казан­ский университет, служил секрета­рём в Казанском окружном суде. Авиацией увлёкся по приезде в Петербург в 1909 г., после знаком­ства с лётчиком Е.Н. Поповым: бро­сил службу, уехал за границу, обу­чился полётам в лётной школе Луи Блерио во Франции, стал летать в разных губерниях России, приобрёл опыт дальних перелётов.

   Императорский аэроклуб в Пе­тербурге и Московское воздухоплавательное общество организовали в июле 1911 г. состязательный перелёт между Петербургом и Москвой с целью содействовать применению отечественного воздухоплавания к военным задачам, то есть проверить подготовленность авиаторов, качество машин, поощрить отечественное строительство самолётов, вывести лётчиков за пределы аэродрома, пустить их в воздушное путешествие.

   Оргкомитет подготовил в Тосно промежуточный этап – место для спуска участников перелёта: ровное поле, 2 анга­ра, запасы бензина и масла, дежурных слесаря и столяра. Васильев миновал Тосно на высоте 200 м, всё расстояние между столицами преодолел за 24 часа 41 мин. 14 сек. (в воздухе находился более 9 часов), выиграл приз за ско­рость достижения цели и за длину перелёта без спуска.

   В том же 1911 г., испытывая моноплан «блерио» мос­ковского авиазавода, Васильев потерпел аварию (пере­вернулась машина), сильно пострадал и больше двух месяцев находился на лечении, но профессию лётчика не оставил.

   С 1913 г. он – лётчик-испытатель на петербургском за­воде Первого российского товарищества воздухоплавания, одновременно проводил публичные выступления в России, Польше, Литве и совершил перелёт Петербург-Москва и обратно, во время которого вынужден был пойти на посадку около станции Любань. Собравшиеся крестьяне помогли ему: держали машину, пока пилот крутил пропеллер. Когда двигатель заработал, испуганные помощники разбежались, самолёт сбил лётчика, оторвался от земли и сразу же упал, получив сильные повреждения. Отважный авиатор повторил этот перелёт и планировал на 1914 г. воздушный маршрут до Парижа, однако начав­шаяся война спутала планы.

   А.А. Васильев с другом А. Кузминским попали добро­вольцами в штаб Юго-Западного фронта. В августе 1914 г. Александр Алексеевич сообщил сестре, что «завтра идёт в первую воздушную разведку» и просил её передать жене, что он позаботился о ней на случай своей смерти.

   Этот первый боевой вылет стал и последним.

   Из-за повреждения мотора осколками снаряда Васильев А. сел в районе Львова и вместе с генерал-лейтенантом Е.И. Мартыновым попал в плен к австрийцам, пытался бежать, после чего оказался в лагере строгого режима. Попытка обменять его на австрийского военно­пленного не удалась.

   Из-за болезни и тоски в неволе Васильев умер в 1918 г. на 37-м году жизни на чужбине.

   Его имя осталось в истории русской авиации: он стал 17-м по счёту русским дипломированным авиатором, делал рекорды, из 9-ти участников группового перелёта в Москву долетел до цели один, стал 3-м после Нестерова российским «петлистом». В мае 1914 г. он поднялся в воздух с пассажиркой (С.Г. Поповой) и сделал подряд 3 «мёртвые петли». До него этого никто не делал.

   Его внешность описал газетный репортёр: «Подвижный, тонкий, красиво сложенный. Лицо дышит энергией и задором. Модные, тонкие, лихо закрученные усики. В руках трость. Одет, как джентльмен, – просто, изящно, в тёмно-синюю триковую пару».


МКУК «Тосненская межпоселенческая централизованная библиотечная система»
© 2024