В 1802 г.215 лет назад родился Крылов Никифор Степанович (1802-1831),

талантливый художник из народа, ученик А.Г. Венецианова, пейзажист и портретист, новатор в русской живописи.

 

   Родился в г. Калязин на Волге, с детства зарабатывал на жизнь росписью церквей в артели странствующих живо­писцев.

   В одном из монастырей А.Г. Венецианов заметил, что Крылов «писал смелее прочих» и пригласил его в свою мастерскую.

   Знакомство с лучшими образцами русской реалисти­ческой живописи привело в восторг Н.С. Крылова, он увлёкся рисованием с натуры, писал портреты.

   С 1825 г. Крылов в Петербурге под руководством Вене­цианова продолжил рисование и с натуры, и в натурном классе Академии художеств, стал пенсионером Общества поощрения художников, его картины продавались в мага­зине общества, одна попала в Зимний дворец, так как понравилась императрице Елизавете Алексеевне.

   Наибольшую известность и звание новатора художнику принесла картина «Русская зима», написанная в 1827 г. на берегу р. Тосны. До него не писались с натуры зимние пейзажи из-за сложности изображения снега. Смелый за­мысел художника помогли осуществить «владельцы хими­ческого производства на р. Тосне» купцы братья Черняги­ны (Чернягинские?): «они предоставили ему избрать около Тосны пункт, выстроили в нём тёплую мастерскую, давали стол и содержание во время его занятий и сверх того заказали произвести несколько портретов».

   Зимний пейзаж Н.С. Крылова был доброжелательно оценён публикой, академия наградила художника Малой золотой медалью. Отмечалось успешное решение автором вопросов композиции, света и цвета, бытовых мотивов. Общество поощрения художников выразило благодарность благотворителям Чернягиным.

   Из статьи П.Н. Петрова о Венецианове в «Русской старине» узнаём, что Н.С. Крылов, «живя у Чернягиных, написал в рост старшего из братьев, представив его наблюдающим изменение ареометра, сидя перед входом в завод свой. Внимание и сосредоточенность на лице химика, да стоящая перед ним легавая собака – поражали всех правдой и живостью. Не меньше окончательно выполнен был и мех на шубе, обманывавший зрителей, невольно касавшихся рукою до полотна. Не так удачен был только расчёт перспективы…»

   На выставке в Академии художеств в 1830 г. выставля­лись 7 работ Н.С. Крылова – «Девочка в венке из цветов», «Девочка с бубнами», портреты супругов Малышевых, полковника В.С. Апраксина и другие. Это была последняя выставка художника, умершего в 1831 г. от холеры (в 29 лет).


МКУК «Тосненская межпоселенческая централизованная библиотечная система»
© 2024