Из истории поселка Заборье Бокситогорского района

Поселок Заборье возник в дореволюционное время. В прошлом там, где теперь поселок, был остров, как бы прилегавший к низине, около которой проходит извилистая и порожистая река Лидь.

В связи с постройкой железной дороги Петербург — Урал в 1904—1906 году появилась станция Заборье. Между станциями Подборовье и Заборье рос бор, принадлежавший лесовладельцу Громову.

Не успели пустить железнодорожный путь, как в Заборье появились пронырливые лесные дельцы, такие, как Гримберг-Любожанский, Андронов, Бронштейн и другие, которые построили небольшие лесозаводы. Только в поселке Заборье на берегу реки Лидь стояло три завода, а в шести километрах, в Китове и Серебрянке, находились еще два. Пустить в ход пилораму в те годы не представляло трудности — большая нужда гнала малоимущих крестьян из деревень на побочный заработок, а хозяевам это было на руку: почти даровая рабочая сила.

Около заводов строились деревянные бараки, внутри которых находились трехъярусные нары. Здесь жил и рабочие. Трудовой день начинался с рассвета и длился до сумерек. За тяжкий труд рабочие получали гроши. Говорить о какой-либо культуре не приходилось. А вот насчет кабаков хозяева позаботились: последние копейки рабочих уплывали здесь в карманы богатеев.

Хозяева лесозаводов с удвоенной энергией гнали эшелон за эшелоном пиломатериалами. Они уже чувствовали приближение революции, поэтому после свержения царизма в России в 1917 году незамедлительно сожгли свои заводы, бараки и склады, заранее застрахованные, а получив деньги, скрылись, оставив на месте заводов лишь одни фундаменты, которые и по настоящее время стоят как свидетели бывшей тирании.

Исторический 1917 год навсегда положил конец бесправию: все фабрики, заводы и природные богатства перешли в руки рабочих и крестьян. После Октябрьской социалистической революции разработкой лесных массивов в Заборье занимался Череповецкий промкомбинат Череповецкого губернского Совета народного хозяйства.

Затем с 1923 года по 1927 год лесозаготовки вел топливно-лесной отдел Северной железной дороги. В порядке санитарных рубок заготовлялись исключительно дрова, которые шли для топки паровозов. Уже в эти годы у рабочих возникла мысль об открытии начальной школы в Заборье, и надо сказать, при всех трудностях в 1923 году школа была открыта.

Первой учительницей ее стала Александра Дмитриевна Мацкевич. Она проработала в школе 27 лет. Ее портрет сейчас находится в школьном музее.

Трудно было, рассказывала Александра Дмитриевна, учить в первью годы: не хватало учебников, все четыре класса приходилось вести одной.

Большой спрос на лесоматериалы заставил в конце 1927 года ликвидировать транспортную контору по лесозаготовкам, передав заготовки леса тресту «Севзаплес», который существовал до 1929 пода. Затем была организована Ефимовская лесозаготовительная контора лесокомбината Ленсовета, в подчинение которой входил Заборский лесозаготовительный участок. К этому времени была построена узкоколейная железная дорога длиной полтора километра, прохо­дившая от реки Лидь до железнодорожной магистрали. Второй путь длиной шесть километров шел от лесопильного завода в Китове.

По узкоколейке небольшой паровозик с вагонеткой возил пиломатериалы для отгрузки.

По словам старожилов Максима Сидорова, Евгения Ягунова, Виктора Дмитриева, уже через десять лет жизнь в поселке изменилась до неузнаваемости.

Правда, были и трудности. Отсутствовала механизация. Лесорубы работали поперечными пилами и топорами. Древесину возили на лошадях. Рабочие вручную грузили бревна в вагоны. Однако эти трудности сообща преодолевались легче.

С ростом производства в тридцатые годы потребовались рабочие руки.

В эти годы сюда пришли жители Потокского, Соминского и Журавлевского сельсоветов. На своих лошадях перевозили они древесину на склад железной дороги.

В 1923 году в Заборье началось большое строительство на левой стороне железной дороги, в не­тронутом сосновом бору. Одновременно строились восьмиквартирный дом, барак для сезонных рабочих и конюшня на 40 лошадей.

В конце 1932 года на лесозаготовительный участок поступили импортные бензомоторные пилы. На двухмесячные курсы из Заборья были направлены кадровые рабочие П. Зимин, братья Нечеса- новы и И. Новожилов в Сиверское опытное лесничество. После курсов они этими бензомоторными пилами валили лес в делянках около Заборья и разделывали на складе у реки Лидь.

Однако это продолжалось недолго. Через три месяца пилы выходили из строя одна за другой, а запасных деталей к ним не было.

С ростом лесозаготовок увеличился и объем сплава по реке Лидь. Уже с 1932 года сплавлялось более тридцати тысяч кубометров. Деловая древесина выгружалась из реки лошадьми в Заборье, а дрова шли ниже до реки Чагоды для стекольного завода.

Сплав проводился молевым способом. Коренная запонь находилась в Заборье, а по реке были промежуточные. Обычно сплав древесины проводился по большой воде, для регулировки сплава требовались знания и навык. Таким и был специалист по запаням в Заборье Василий Кузьмич Кузьмин — человек, знающий твердо свое дело, но чересчур горячий.

Была у рабочих привычка такая — спрашивать у Василия Кузьмича время... У него, как у немногих в те годы, имелись серебряные часы с крышками. Да и как не иметь: жил один, заработки хорошие. Ну, и вот обычно один из рабочих спрашивает: «Скажи, Василий Кузьмич, сколько времени?». Он достанет из жилета часы, скажет и уберет, а через пять минут другой скалозуб спрашивает. Надоело вынимать часы и отвечать каждому через пять минут, рассердился и ухнул их в реку, через несколько минут опомнился и говорит: «Ребятушки, поищите часы». Но их уже не нашли. Василия Кузьмича давно нет в живых, но его трудовая напористость, честность остались в памяти тех, кто знал его.

Бензомоторные пилы явились первыми механизмами на лесозаготовительном участке, а вслед за ними в 1933 году для выгрузки древесины из реки Лидь на берег прибыл трактор «Фордзон», на котором стал работать П. Зимин, а через год уже получили «Фордзоны» наши отечественные, путиловские.

В 1935 году объем сплава на реке Лидь составил 88 тысяч кубометров.

В те годы работой всех складов руководил Никанор Николаевич Громов. Летом руководит выгруз­кой и отгрузкой древесины, а зимой — лесозаготовкой и вывозкой. С раннего утра он уже на про­изводстве. Внимательный и трудолюбивый, он пользовался большим уважением в коллективе.

В 1933 —1936 гг. на лесопункте наряду с ростом производства стали открываться культурно- бытовые объекты. Впервые в одном из бараков начал работать клуб, в неделю раз демонстриро­вались        кинофильмы. Иногда ставили концерты приезжие артисты.

Вскоре открылся и детский садик. А затем в домах поселка от своей паровой электростанции загорелись электрические лампочки.

К этому времени коллектив лесопункта подхватил почин Алексея Стаханова. Примеру шахтера последовала и бригада наших лесорубов из пяти человек: С. Рачков — бригадир (в настоящее время работает в Лидском лесопункте), В. Кузнецов, С. Охонский, Е. Смелов и И. Быстров. Они за один световой рабочий день пилами марки «Вакоп» напилили 356 кубометров перестойного леса, это по семьдесят кубометров на человека!

Все эти годы лесозаготовительный участок имел замечательные успехи. Высоких показателей в труде добивались кадровые рабочие М. Сидоров, Е. Ягунов, П. Зимин и другие, с большим чув­ством ответственности работали и инженерно-технические работники: В. Касаткин — начальник, Н. Марушев — технорук, В. Дмитриев — десятник, И. Травников — начальник сплава.

С годами все это осталось позади. Заборье росло, рабочие и служащие стали политически грамот­нее, культурнее, жизнь становилась лучше.

Июнь 1941 года. Великая Отечественная война прервала мирный труд советских людей.

Для защиты Родины были призваны в армию и труженики из поселка Заборье. Оставшиеся на лесозаготовительном участке, в большинстве женщины, с утра до позднего вечера трудились на заготовке леса для фронта, который вплотную приблизился к Заборью. Не покладая рук работали Т. Воробьева, И. Моисеева, А. Козлова и многие другие.

А в это время бесстрашно сражались с врагом на фронтах заборьевцы. Смертью храбрых пали в боях Тимофей Васильевич Железняков, Иван Михайлович Махнов, Михаил Васильевич Жгарев, Василий Дмитриевич Листвин, Николай Фомич Горунов, Гаврил Александрович Афанасьев, Сергей Иванович Охонский, Дмитрий Кириллович Бюричевский, Валентин Иванович Хлебников, Николай Иванович Кузнецов и многие другие.

Отгремели залпы орудий.

В 1945 году вернулись в Заборье бывшие воины ч; станами и медалями на груди. Среди них — Е. Кузнецов, Н. Марушев, В.Дмитриев, В.Архипов, А. Сапожков.

Они заняли свои места на трудовом фронте. К этому времени произошло разделение Ефимовокого леспромхоза.

Образовались два леспромхоза — Ефимовский и Подборовокий. В 1947 году контора Подборовското леспромхоза была переведена в Заборье, и предприятие было подчинено тресту «Ленлес».

В послевоенные годы жизнь коллектива Заборского лесопункта видоизменилась: с образованием леспромхоза были созданы партийная, профсоюзная и комсомольская организации.

Все производственные вопросы стали решаться более организованно, оперативно.

К этому времени на лесозаготовках стали усиленно внедряться машины. На вывозке леса работа ли автомашины, а заготовка велась электропилами. На выгрузке леса из воды применялись ле­бедки. Большим событием было то, что в поселке Заборье образовали Ефимовский домостроительный комбинат Министерства транспортного строительства. Построив узкоколей­ную железную дорогу, он начал заготовку и вывозку леса в объеме, равном плану Подборовского леспромхоза. Работал комбинат больше 15 лет.

Ho вернемся к 1950— 1952 годам.

В это время на лесопункте появились передвижные электростанции, электролебедки.

За эти годы на складе построили шпалорезку и тарный цех, усиленно строился поселок Заборье, росли в нем и индивидуальны е дома. В 1956 году был пущен в эксплуатацию железнодорожный тупик широкой колеи длиной два километра, что положило начало ликвидации конного обоза.

В последние годы поступило большое количество техники: бензопилы, автомашины разных марок, тракторы, краны, бульдозеры, транспортеры, башенные краны, сучкорезные и сучкоподборочные машины, колуны и многое другое.

Выпало из лексикона слово «лесоруб». Теперь в большинстве своем ручной труд заменен механи­зированным. Выросли и люди. В. Дмитриев начал учеником десятника, а стал инженером. Сейчас он на заслуженном отдыхе.

П. Грудинин, в прошлом шофер, затем руководил Тургошским мехлесопунктом, сейчас — на­чальник самого крупного Заборского механизированного лесопункта.

И. Смирнов от слесаря вырос до руководителя мебельной фабрики, В.Тереховший тоже занимает ответственный пост.

Сотни отличных специ­алистов появились на предприятии за последние полтора — два десятиле­тия.

Жизнь тружеников леса стала краше, богаче духовно. Все дома и квартиры радиофицированы, кроме того, в поселке Заборье более полусотни семей имеют телевизоры и с удовольствием смотря передачи. Газеты и журналы выписывает каждая семья, кино стало обыденным явлением.

А если зайти в дом — залюбуешься: хорошая мебель, радиоприемники, швейные машины, а у многих холодильники и стиральные машины. Почти у каждого мотоциклы и велосипеды, а некоторые уже имеют автомашины. Сейчас в Заборье живет около трех тысяч жителей.

К услугам лесозаготовителей имеются два хороших клуба, в которых демонстрируются широ­коэкранные фильмы, две библиотеки насчитывают более 20 тысяч томов книг. Работают две столовые, 11 магазинов и ларьков.

В поселке построена средняя школа, где обучаются дети лесозаготовителей, открыта участковая больница на 50 коек.

Итак, история поселка Заборье, одного обыкновенного, простого поселка, имеет начало, но не имеет конца. Люди живут, работают, делают историю сегодняшнего дня.

Жгарев, П. Заборье – край лесорубов // Новый путь. – 1973. – 14 сентября. – С. 3. – 18 сентября. – С. 3. – 20 сентября. – С. 3.


МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
© 2024