Пестов Александр Михайлович, ветеран Великой Отечественной войны (Пикалево)

В военное время особенно популярна была «Песенка фронтового шофера», где говорилось:

«...Сквозь пургу, огонь и черный дым

Мы вели машины, объезжая мины,

По путям-дорогам фронтовым...».

Да, пути-дороги фронтовые навсегда остались в памяти водителя легендарного ЗИС-5 Александра Михайловича Пестова. Особенно запомнилось время, когда его, опытного фронтового шофера, послали на Ладожское озеpo перевозить по «Дороге жизни » различные грузы, боеприпасы, вывозить маленьких ребя­тишек из осажденного Ленинграда. Всего пришлось повидать А. М. Пестову на этой дороге: испытать горечь потери близких товарищей, попадать под ожесточенные бомбежки и под артобстрелы. Многого не перескажешь. Но отдельные эпизоды навсегда остались в памяти.

... Колонна автомашин, груженных боеприпасами, медленно продвигалась по «Дороге жизни ». Дверцы кабин были сняты, случалось, что шедшая по водяной колее машина неожиданно проваливалась в полынью. Тогда, шофер, не зевай, выскакивай быстрее на лед.

Натужно урча моторами, «ЗИСы» медленно ползли к Ленинграду. И вдруг из-за серых туч с бешеным воем вырвалась стая фашистских штурмовиков и бросилась на колонну. Машины прибавили ходу. Вражеские самолеты стали пикировать незащищенные грузовики, обстреливать их из пушек и пулеметов. В воздухе завыли бомбы. Взрывы раздавались тут и там. Вспыхнуло несколько машин, но другие водители «жали на всю железку», стремясь побыстрее доставить бесценный груз к осажденному городу.

Александр Михайлович, крепко держа в руках баранку, зорко следил за вражескими самолетами, поворачивая машину то вправо, то влево. Внезапно вспыхнул и взорвался шедший впереди «3ИС».

Осколки с шипеньем реза ли воздух, стучали по деревянной кабине. «Только бы не угадили в кузов, тогда конец», — мелькнула в голове мысль. Шофер, резко повернув вправо, объехал черную, еще дымящуюся от пара огромную воронку.

Внезапно стало тихо, превратились взрывы бомб и снарядов. Это из-за низких туч выскочила стайка краснозвездных истребителей. Завязался воздушный бой. Летчики отвлекли врага от грузовиков и погнали в сторону. А водители уцелевших машин покрасневшими от холода руками твердо вели машины к другому берегу.

Таких случаев в жизни Александра Михайловича Пестова было немало. А потом, когда наши войска прорвали блокадное кольцо, его вместе с другими послали подвозить боеприпасы, питание и различное снаряжение к базам морских бомбардировщиков. Он своим нелегким шоферским трудом помогал нашим воинам ковать победу, участвовал в освобождении многих прибалтийских портов и закончил войну в победном 1945 году под Кенигсбергом.

Медали «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги» и другие украшали грудь солдата, когда он в 1946 году приехал в родные места, в Пикалево. И с тех пор более четверти века бессменно трудится тоже водителем. Только теперь на трудовом фронте. На его глазах выросли корпуса глиноземного комбината и мо­лодого города Пикалева,

В мае этого года А. М. Пестов ушел на заслуженный отдых. Но какой же может быть отдых для человека, который привык всегда быть среди людей! И он не бросил свою старенькую машину. «Буду работать, ребята. Не привык я как-то сидеть дома и отдыхать», — оказал он товарищам. Те ничуть не удивились. Они уверены в ветеране, знают, что пока есть силы в руках Александра Михайловича, он не покинет ставший ему родным коллектив автогаража Пикалевского глиноземного комбината. И о таких людях, как водитель ледовой трассы Александр Михайлович Пестов, можно с уверенностью сказать:

«Никакие испытания не согнут его вовек. Выше нет на свете звания, чем рабочий человек»…

Ярков, В. Сквозь пургу и огонь // Новый путь. – 1973. – 6 октября. – С. 2.


МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
© 2024