Усик Михаил Петрович, в годы войны обслуживал Дорогу жизни

Много работает на Пикалевском глиноземном комбинате бывших фронтовиков, участников Вели­кой Отечественной войны. И кого из них ни возьми, каждый мужественно сражался за нашу Советскую Отчизну. Кому из них отдать предпочтение, о чьем ратном подвиге рассказать на страницах газеты в канун праздника Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота? Вопрос был непростым.

И вспомнил я об одном из них, о Михаиле Петровиче Усике. С ним не раз мне довелось встречаться, беседовать. Сейчас он работает шофером в автогараже комбината.

В армию Михаила Петровича мобилизовали в первые дни войны. Был он в ту нору рабочим сланцевских торфоразработок. В учебном подразделении по ускоренной программе освоил вождение автомобиля и получил права .военного шофера. В ту пору складывалась очень трудная обстановка на фронте под Ленинградом. Фашистские полчища яростно стремились овладеть колыбелью Великого Октября. Молодой шофер с учебной скамьи попал, как говорят, в самое пекло. На стареньком «ЗИС-5» он дни и ночи подвозил бойцам на передовую снаряды, а оттуда вывозил раненых.

Когда фашисты взяли Ленинград в кольцо блокады и у города осталась для связи с Большой зем­лей лишь только тонкая ниточка ледяной трассы — «Дорога жизни», — солдат Михаил Усик стал одним из первых, кто осваивал этот нелегкий путь и обслуживал его. Вот один из сотен рейсов, о котором мне рассказал бывший фронтовой шофер, который на всю жизнь остался в его памяти.

В ночной темноте машина с потушенными фарами пробиралась по неровной, изломанной кру­тыми изгибами ледяной трассе. Кругом зияли в белом снегу полыньи, воронки следы разрывов бомб и крупнокалиберных снарядов. Михаил Петрович, крепко сжимая в руках баранку, вел свой «3ИС» на положенном расстоянии за впереди .идущей машиной. Вдруг тишину ночи прорезал во­ющий гул, и тут же над трассой повисли осветительные ракеты. Это прошел немецкий самолет-разведчик и высветил дорогу. За ним ринулись фашистские бомбардировщики. «Накрыли, гады», — успел подумать Михаил Усик. В ту же минуту раздались почти враз два взрыва. Столбы льда, во­ды и снега взметнулись оправа и слева. А через секунды столб огня взметнулся перед самыми гла­зами водителя — вспыхнула идущая впереди полуторка: одна бомба угадила в нее. Закрывая от резкого света глаза, Михаил скорее интуитивно, чем сознательно, выжал сцепление и нажал на педаль тормоза. Но в мгновение сориентировался в казалось уже безвыходной обстановке: отпу­стил тормоз, переключил скорость и, выжав на всю «железку», резко повернул машину в сторону, объехал горящую автомашину, потом таким же маневрам преодолел зиявшую полынью. Но только выскочил на дорогу, как слева вновь рвануло. По кабине забарабанили осколки и куски льда. А поскольку дверца была открыта, чтобы в нужный момент выпрыгнуть, шофера окатило при этом взрыве ледяной водой.

— Спасибо, подоспели наши самолеты, разогнали фашистских стервятников, выручили нас, — го­ворит мой собеседник. — Иначе, пожалуй, не проскочить было бы в тот раз.

В Ленинграде, в гараже, когда после трудового рейса Михаил лег на несколько часов отдохнуть, слесари и механики насчитали на его стареньком «ЗИС-5» два с лишним десятка пробоин. Ве­чером наш земляк отправился в новый рейс по той же ледяной трассе. И ездил по ней до конца ее существования. Каждый из новых рейсов был ничуть не легче того, который описан. Мужество и отвага водителя ледовой дороги отмечены медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда».

Свой ратный подвиг Михаил Петрович продолжает и сегодня, продолжает его на фронте мирного труда. По возрасту он пенсионер. Но в душе и в деле коммунист М. П. Усик остается по-прежнему молодым. И он трудится, помогает своим товарищам в борьбе за досрочное освоение заданий новой пятилетки.

Ярков, В. Водитель ледовой трассы // Новый путь. – 1972. – 22 февраля. – С. 1,2.


МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
© 2024