Дворец культуры им. 40-летия ВЛКСМ

Сочный аккорд звуков превра­щается в мощный поток, останав­ливается на одной ноте, вызывая звон оконных стекол Дворца куль­туры, потом вдруг распадается на несколько тонов, и плавно рас­крывается прекрасный цветок ме­лодии. Голоса этой сравнительно небольшой капеллы звучат словно большой симфонический оркестр. И слушая ее, трудно поверить, что коллектив окончательно сло­жился лишь два года назад...

Мысль создать капеллу пришла Галине Николаевне Цхомелидзе, преподавателю Бокситогорской музыкальной школы, в 1961 году. Первыми ее участниками были родители учеников музыкальной школы. Их было 13 человек. Лю­дей разных профессий, разных возрастов объединяла большая любовь к искусству, к народной и классической музыке. Немало пришлось вложить труда и терпе­ния самим участникам капеллы и руководителю ее — Галине Ни­колаевне, прежде чем бурные аплодисменты слушателей изве­стили о первом успехе. Это было 23 февраля 1962 года. А летом капеллу пригласили на праздник народного творчества в Ленин­град, где коллектив и получил свою первую награду — диплом первой степени.

Основным репертуаром коллек­тива были русские народные пес­ни и песни народов социалистиче­ских стран. Исполнение песен ка­пеллой — это не механическое воспроизведение мелодий. В каж­дом народном произведении кол­лектив отыскивал и оттачивал со­вершенно незаметные грани, и старинная песня приобретала но­вое звучание, новые окраски. Од­нако малочисленность участников в капелле все чаще стала сказы­ваться на исполнении более слож­ных произведений.

В октябре 1964 года капелла (к этому времени она получила звание академической) слилась с хором Бокситогорского Дворца культуры имени 40-летия ВЛКСМ. Этот день участники справедливо называют днем второго рождения капеллы. Слить два самостоятель­но развивавшихся коллектива в один — это трудно, и, тем не ме­нее, благодаря таланту и настой­чивости Галины Николаевны Цхо­мелидзе и трудолюбию самих участников через несколько меся­цев капелла не только восстано­вила свою славу, но и далеко пе­решагнула ее. С увеличением ко­личества участников расширились и возможности коллектива. Все чаще стали появляться в ее репер­туаре произведения русских и за­рубежных классиков. Любимые композиторы в коллективе — Чайковский, Глинка, Глиер...

Весной 1965 года хор Ленин­градского университета под руко­водством Сандлера пригласил Бокситогорскую академическую капеллу на встречу в Дом народ­ного творчества. Этот день оста­вил большое впечатление у уча­стников капеллы. Впервые они встретились на равных правах с одним из лучших творческих коллективов города. В этот день Бокситогорская капелла получила разрешение на гастроли по горо­дам СССР и по городам социали­стических государств.

А затем снова репетиции, репе­тиции и поездки в ближайшие го­рода области, Пикалево, Тихвин и другие, и снова занятия, заня­тия...

Заниматься капеллистам прихо­дится не только на репетициях, но и дома. Время вынуждена вы­краивать и Иванова Светлана, ученица 11-го класса Бокситогор­ской средней школы № 1. В этом году у нее выпускные экзамены, к тому же Светлана занимается и в музыкальной школе (класс фортепьяно). Не больше свобод­ного времени и у Владимира Анд­реевича Косогорова. В капелле он с первого дня ее существова­ния. Его настойчивости можно только позавидовать. Никто не мо­жет припомнить случая, когда В. А. Косогоров пропустил хотя бы одну репетицию.

Не менее трудно приходится Евстолии Николаевне Дувановой и старосте капеллы Юрию Алек­сандровичу Розенфельду, а также и всем остальным. Чтобы до­биться успехов, им приходилось ежедневно кропотливо работать над каждой музыкальной фразой, каждой нотой.

— Мы ждем репетиции, ждем с нетерпением. Трудно объяс­нить, что заставляет нас так то­ропиться на занятия. Конечно, за­ниматься в капелле трудно, но ни от какого иного труда мы не получаем столь полного удовле­творения, — сказала как-то участ­ница капеллы Дина Светлова.

Коллектив живет дружно, очень дружно, словно одна семья, и Га­лина Николаевна Цхомелидзе ла­скова и одновременно требова­тельна к каждому. Два года вела она капеллу на общественных на­чалах. Занималась с каждым в от­дельности и во Дворце культуры и, нередко, дома.

Успехи беспрерывно сопутству­ют капелле. В конце 1965 года на очередном отчетном концерте коллектив получил приз — аккор­деон. А в середине февраля этого года партийная и профсоюзная организации Тихвинского глино­земного завода послали ходатай­ство в Президиум совпрофа г. Ле­нинграда о присвоении Боксито­горской академической капелле звания народной. Этот вопрос был решен окончательно два дня тому назад, 28 февраля. Творческий коллектив Бокситогорска получил право называться народным. Это, пожалуй, самая крупная победа в истории капеллы.

Купрашевич, В. Успехов тебе, капелла! // Новый путь. – 1966. – 6 марта. – С. 4.


МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
© 2018