Дворец культуры им. 40-летия ВЛКСМ
Сочный аккорд звуков превращается в мощный поток, останавливается на одной ноте, вызывая звон оконных стекол Дворца культуры, потом вдруг распадается на несколько тонов, и плавно раскрывается прекрасный цветок мелодии. Голоса этой сравнительно небольшой капеллы звучат словно большой симфонический оркестр. И слушая ее, трудно поверить, что коллектив окончательно сложился лишь два года назад...
Мысль создать капеллу пришла Галине Николаевне Цхомелидзе, преподавателю Бокситогорской музыкальной школы, в 1961 году. Первыми ее участниками были родители учеников музыкальной школы. Их было 13 человек. Людей разных профессий, разных возрастов объединяла большая любовь к искусству, к народной и классической музыке. Немало пришлось вложить труда и терпения самим участникам капеллы и руководителю ее — Галине Николаевне, прежде чем бурные аплодисменты слушателей известили о первом успехе. Это было 23 февраля 1962 года. А летом капеллу пригласили на праздник народного творчества в Ленинград, где коллектив и получил свою первую награду — диплом первой степени.
Основным репертуаром коллектива были русские народные песни и песни народов социалистических стран. Исполнение песен капеллой — это не механическое воспроизведение мелодий. В каждом народном произведении коллектив отыскивал и оттачивал совершенно незаметные грани, и старинная песня приобретала новое звучание, новые окраски. Однако малочисленность участников в капелле все чаще стала сказываться на исполнении более сложных произведений.
В октябре 1964 года капелла (к этому времени она получила звание академической) слилась с хором Бокситогорского Дворца культуры имени 40-летия ВЛКСМ. Этот день участники справедливо называют днем второго рождения капеллы. Слить два самостоятельно развивавшихся коллектива в один — это трудно, и, тем не менее, благодаря таланту и настойчивости Галины Николаевны Цхомелидзе и трудолюбию самих участников через несколько месяцев капелла не только восстановила свою славу, но и далеко перешагнула ее. С увеличением количества участников расширились и возможности коллектива. Все чаще стали появляться в ее репертуаре произведения русских и зарубежных классиков. Любимые композиторы в коллективе — Чайковский, Глинка, Глиер...
Весной 1965 года хор Ленинградского университета под руководством Сандлера пригласил Бокситогорскую академическую капеллу на встречу в Дом народного творчества. Этот день оставил большое впечатление у участников капеллы. Впервые они встретились на равных правах с одним из лучших творческих коллективов города. В этот день Бокситогорская капелла получила разрешение на гастроли по городам СССР и по городам социалистических государств.
А затем снова репетиции, репетиции и поездки в ближайшие города области, Пикалево, Тихвин и другие, и снова занятия, занятия...
Заниматься капеллистам приходится не только на репетициях, но и дома. Время вынуждена выкраивать и Иванова Светлана, ученица 11-го класса Бокситогорской средней школы № 1. В этом году у нее выпускные экзамены, к тому же Светлана занимается и в музыкальной школе (класс фортепьяно). Не больше свободного времени и у Владимира Андреевича Косогорова. В капелле он с первого дня ее существования. Его настойчивости можно только позавидовать. Никто не может припомнить случая, когда В. А. Косогоров пропустил хотя бы одну репетицию.
Не менее трудно приходится Евстолии Николаевне Дувановой и старосте капеллы Юрию Александровичу Розенфельду, а также и всем остальным. Чтобы добиться успехов, им приходилось ежедневно кропотливо работать над каждой музыкальной фразой, каждой нотой.
— Мы ждем репетиции, ждем с нетерпением. Трудно объяснить, что заставляет нас так торопиться на занятия. Конечно, заниматься в капелле трудно, но ни от какого иного труда мы не получаем столь полного удовлетворения, — сказала как-то участница капеллы Дина Светлова.
Коллектив живет дружно, очень дружно, словно одна семья, и Галина Николаевна Цхомелидзе ласкова и одновременно требовательна к каждому. Два года вела она капеллу на общественных началах. Занималась с каждым в отдельности и во Дворце культуры и, нередко, дома.
Успехи беспрерывно сопутствуют капелле. В конце 1965 года на очередном отчетном концерте коллектив получил приз — аккордеон. А в середине февраля этого года партийная и профсоюзная организации Тихвинского глиноземного завода послали ходатайство в Президиум совпрофа г. Ленинграда о присвоении Бокситогорской академической капелле звания народной. Этот вопрос был решен окончательно два дня тому назад, 28 февраля. Творческий коллектив Бокситогорска получил право называться народным. Это, пожалуй, самая крупная победа в истории капеллы.
Купрашевич, В. Успехов тебе, капелла! // Новый путь. – 1966. – 6 марта. – С. 4.
МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»