Из истории народного образования Бокситогорского района

С первых дней становления Советской власти революционным силам Тихвинского уезда пришлось преодолеть огромные трудности. Дореволюционная отсталость края в экономическом и культурном развитии, разруха и голод в годы первой мировой войны поставили край в тяжелое положение. Взяв власть в свои руки, Тихвинский уездный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов обратился с воззванием к населению, в котором охарактеризовал положение следующими словами: «Тяжелое наследство досталось новому Совету и его исполнительному комитету: ни мешка хлеба в городских лабазах, ни гроша денег в городской кассе.

Городу и его самоуправлению приходится переживать крайне тяжелые дни, но есть надежда, что все направится в непродолжительное время».

Уездный Совет принимает, первые шаги в области народного образования. В 1914 году в уезде, на территории которого сейчас размещаются Бокситогорский и Тихвинский районы, а также частично соседние Лодейнополь ский, Волховский, Киришский и Любытинский районы насчитывалось  8 министерских двухклассных училищ, 6 земских двухклассных школ и 166 одноклассных, 8 церковноприходских и одна част­ная (Бередниковская) школа. В городе Тихвине и уезде обучалось 7762 школьника.

Передовые люди нашего крал, в том числе учителя, проводили большую работу  по налаживанию народного образования в уезде. Учителя приняли активное участие в укреплении Советской власти в крае. Учитель Н. Я. Соловьев был первым председателем Тихвинского уисполкома.

Большую работу вели Э. Ф. Дамберг, В. И. Равдоникас. Они входили в состав редакции газеты «Наш край».

16 мая 1918 года в Тихвине собрался первый съезд учителей. На нем присутствовало 150 человек.

Съезд рассмотрел вопросы: о материальном обеспечении учителей, правовом и материальном положении преподавателей, об основах реорганизации школьного дела, об обновлении школ и организации школьных музеев.

На съезде был заслушан доклад «О положении народного образования в уездe».

Вот выдержки из доклада: «Ко времени перехода власти к Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов народное образование в крае находилось в состоянии крайнего упадка. Первое, что обращало на себя внимание, это картина голодающего учителя. Этот несчастный пасынок за свой тяжелый, напряженный труд получал какие-нибудь 30-50 рублей в месяц, да и то несвоевременно. С разных концов уезда доносятся вести одна ужаснее другой. В одном месте хозяин грозил учительницам прогнать их с квартиры и оставить за собой имущество, если они не уплатят  за квартиру; в другом учитель, пришедший за получением своего нищенского жалования, шатался от усталости и систематического недоедания, в третьем — учитель, чтобы не помереть с голоду, вынужден был послать свою семью под окна выпрашивать кусок хлеба. К этому факту голодания учителя присоединялось и голодание учеников, которых родители принуждали ходить в соседние деревни за милостыней...». Съезд единогласно решил, что школа должна быть единой и что основой ее должно быть начальное училище с шести годичным сроком обучения.

На первом же общем заседании отдела была рассмотрена смета по народному образованию, утвержденная еще бывшим земством. Все статьи сметы были пересмотрены, многие изменены. Минимальный оклад учительского жалования был установлен до 200 рублей в месяц. Увеличены расходы на хозяйственные нужды школы, на пополнение школьных библиотек. В результате смета возросла чуть ли не в два раза.

Став бесповоротно на сторону Советской власти, учительство уезда приняло самое активное участие в ее укреплении. Уже к 1920 году в учительских рядах уезда было 38 коммунистов, многие из них были выдвинуты на руководящие должности.

Таковы некоторые факты из истории народного образования в крае.

Калинин, М. Первый учительский съезд // Новый путь. – 1973. – 6 октября. – С. 2, 3.


МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
© 2019