Образовалось Киришское объединение художников

28 декабря 1985 года состоялось торжественное открытие городского выставочного зала. В течение января в нем будет экспонироваться первая выставка объединения киришских художников.

Пожалуй, впервые выставка работ киришских художников в момент ее открытия собрала столько народу. И дело, конечно, не только в том, что вместе с выставкой открывался выставочный зал. Как никогда, активно готовились к этому вернисажу художники города, которые наконец создали свое объединение, задавшись похвальной целью оживить художественную жизнь города. Прежде она, прямо скажем, вяло плелась от одного городского отчета любителей изобразительного творчества до другого.

В 1986 году намечено провести ряд выставок, включая и персональные. Для этого теперь есть все возможности – проблема помещения решена, да и какого помещения! Около ста тридцати работ смогли разместить художники в этих прекрасных светлых комнатах бывшего краеведческого музея, который перекочевал в другие, более удобные апартаменты.

И, конечно, активность художников, их творческий подъем, вовремя и широко развернутая реклама не замедлили сказаться на посещаемости выставки. Когда у картины толпятся – это большая радость для автора, это большой стимул для его дальнейшей работы, пусть даже оценки его произведения порою будут и не весьма приятными для него.

Но обратимся к самим работам.

Открывают экспозицию эстампы В.В. Салапина. Больше года уже нет его среди нас. Как любил этот человек нашу замечательную северную природу, которую почему-то принято называть неприметной, скромной, серой, бледной и прочими неяркими эпитетами! И если восторг художника, щедро, как весенний цвет, развеянный в пространствах его линогравюр, найдет благодатную почву в той или иной душе, разве напрасно тогда жил он на свете, бродил с этюдником по этим лесам, переходил вброд эти речки, ночевал под этими стожками сена? Подолгу задерживаются посетители у работ В.В.Салапина, подолгу смотрят на фотоснимок художника, пытливо и немножко грустно отвечающего на их взгляд.

Надо сказать, что жанру пейзажа отдано предпочтение большинства представленных на выставке авторов. В живописном варианте этот жанр, пожалуй, наиболее привлекателен в холстах М.К. Ильина. Какое богатство оттенков находит вдумчивая, несуетливая кисть художника в кронах летних деревьев, в траве пологих холмов, сбегающих к прохладной речке, окунуться в которой собрались едва приметные на фоне всего этого великолепия девичьи фигурки.

Припомнился разговор с одним из авторов этой выставки – из начинающих. «Ну, посмотри ты повнимательнее на траву! Что ты изображаешь ее одной зеленой краской, выдавленной из одного тюбика – разве не видишь ты и синих оттенков, и лиловых, и серых, и бог его знает еще каких?» «В траве лиловых оттенков?!» - искренне изумился парень. И на лице его было написано: дядя шутит? А между тем, даже написанное грязью может восприниматься как зеленая трава. Все дело именно в мастерстве. Работы М.К. Ильина привлекают разнообразием палитры, выдержаны в колорите.

Более экономна кисть С.Б. Гольцова, который работает в технике акварели. «По сырому» - так называется эта манера, когда краски наносятся на предварительно смоченную водой бумагу. Несколько точных широких мазков – и перед вами переливы снежного ковра, угрюмая стена уснувшего леса… Еще более «небрежна» и лаконична акварель В.А. Заярного. Здесь чувствуется школа Высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной.

А вот в работах члена Союза художников СССР А.И. Петрова даже не специалист, если он немного знаком с советской живописью, узнает крепкую школу известного живописца Е.Е. Моисеенко. Эти холсты, несмотря на то, что написаны они широко и декоративно, хочется рассматривать вблизи, любуясь резким, мастерским мазком, звонким цветом.

Своеобразны полотна Л.Ф. Костура. Нарочитая ломка рисунка придает его персонажам некоторую гротексность. Например, «Чертополох» (название, вероятно, подсказано тем, что произрастает этот деревенский отрок без особого присмотра со стороны взрослых). Красивая голубоватая гамма, заставляющая вспомнить французского художника Сезанна. И сам персонаж довольно колоритный. И все же, думается, правое ухо его, торчащее, как лопух, вопреки всем правилам перспективы, на виске, - абсолютно лишнее на картине. Оно придает картине анекдотичность, и работа проигрывает. Вообще автор – это видно из неустойчивости его живописной манеры – находится в творческом поиске. И это хорошо.

К приверженцам неординарного изобразительного языка примыкает и Л.К. Болховитова, представленная эскизом росписи малого зала школы искусств. Хочется полюбоваться этой монументальной вещью в натуре. Но что хотелось бы посоветовать этой несомненно одаренной художнице. Монументальная работа рассчитана на долгие времена. Что она передаст в будущее из нашего времени? Ограничиваясь несколько идиллическим обозрением аксессуаров минувшего, автор обедняет себя. Такая возможность вглядеться в нашу сегодняшнюю жизнь, остановить ее мгновенья для потомства – ведь не на десяток же лет выстроена школа искусств! Впрочем, роспись находится пока в процессе работы, возможно, Л.К. Болховитова еще внесет некоторые коррективы в свой замысел.

О многих работах хотелось бы поговорить подробнее, если бы не ограниченность газетной площади. Заслуживают добрых слов рисунки А.Н. Петрова, эскизы С.С. Болховитова, акварели А.В. Конради, работы В.А. Ершова, Т.А. Ершовой. Интересны деревянные скульптуры А.М. Маслова.

Но настоящая работа киришских художников еще только начинается и, будем надеяться, нам еще не раз представится возможность поведать об этом читателям.

Бондарев, В. Только начало [Текст]. // Киришский Факел. - 1986. - №4. - 11 января.

Эту и другие статьи о наших художниках можно прочесть в разделе нашего сайта "Наши художники в СМИ".


МУК «Киришская городская библиотека»
© 2024