Тихвинские бокситовые рудники
Мы только что проводили наш традиционный праздник – День шахтера. Его празднование нынче совпало со знаменательной датой в жизни рудников завода – 40 летием со дня их открытия.
40 лет! Большой и трудовой путь прошли за это время наши горняки. Из отсталого горного предприятия рудники превратились в мощное современное предприятие, оснащенное, как говорится, по последнему слову техники.
Заглянем в историю рудников. Первые добычные работы начались на них еще до 1929 года. велись они ручным способом. Подъездных путей и автомашин не было. Зато были грабари, которые ценой огромных физических усилий отвозили руду на ближайшие железнодорожные станции, какими являлись Дыми и Большой двор. За 1929-30 годы было добыто 13.000 тонн бокситов.
О «технической» оснащенности рудников можно судить по заметке в газете «Ударник-алюминстроевец» за 20 августа 1933 г. Газета отмечала, что рудникам не хватает 70 вагонеток, 100 лопат, 350 кайл. В канун XV годовщины Великого Октября появилась новинка – стала применяться конная откатка руды по узкоколейным путям.
В начале 30-х годов развернулось строительство Волховского и Днепропетровского алюминиевых заводов. Поэтому уже к концу 1931 года остро встал вопрос о дальнейшем оснащении и развитии рудников.
В становлении отечественной алюминиевой промышленности, зарождающейся на Северо-Западе страны, большая роль принадлежит ленинградской партийной организации и лично С.М. Кирову. Благодаря их повседневной заботе и вниманию в нашем крае стала успешно развиваться горная промышленность. На рудники поступают думпкары и паровозы широкой колеи. 15 сентября 1932 года был получен в промышленном масштабе первый советский глинозем из наших бокситов.
В этот период на рудниках появились первые землеройные машины: отечественный экскаватор «Воткинец» с емкостью ковша полтора кубометра и импортный двухкубовый «Оренштейн Коппель». И все же профессия забойщика оставалась в карьерах основной.
В период 1932-1937 годов добычные работы велись в основном на Губско-Почаевском месторождении (рудник № 2). В 1937 году открылся Красноручейский рудник, который долгие годы, включая послевоенный период, был почти единственным поставщиком высокосортного сырья. На руднике работало четыре экскаватора, в том числе механическая лопата «Марион». Здесь было занято 200 рабочих. В 1937 году производственная мощность Тихвинских бокситовых рудников составила 260 тысяч тонн, а в 1940 году – 327 тысяч.
Перед войной вступил в эксплуатацию рудник № 5 (Максимовское месторождение). Начались горноподготовительные работы на шестом руднике (Дороховское месторождение).
Великая Отечественная война задержала развитие рудников. Оборудование горных предприятий и завода было эвакуировано на Урал. Часть рабочих ушла на фронт, который был всего в нескольких километрах от рудной базы. Другие же ковали победу над врагом на Североуральских бокситовых рудниках и Богословском алюминиевом заводе.
Крутым подъемом рудничного хозяйства ознаменовались послевоенные годы. Развернулось строительство и начались горные работы на рудниках второй очереди. Поступила новая техника. Паровые и дизельные экскаваторы стали достоянием республики. Сейчас в экскаваторном парке рудников завода более 30 современных машин с емкостью ковша от 0,5 до 15 кубометров. Мощные шагающие экскаваторы и бульдозеры заменяют труд десятков тысяч людей.
Неизмеримо возросли и масштабы горных работ. Выполненный в 1940 году объем вскрыши составил 425 тысяч кубометров. В настоящее время ежегодно перерабатываются миллионы кубометров горной массы. Почти в сто раз увеличилось добыча боксита.
Сейчас мы располагаем не только первоклассной техникой, но и опытными кадрами. Девять наших лучших горняков награждены орденами и медалями Советского Союза, пятнадцати присвоено звание «Почетный горняк», 146 мастеров горных забоев являются ударниками коммунистического труда.
Васильев, Н. Бокситовым рудникам – 40 лет // Новый путь. – 1969. – 2 сентября. – С. 2.
МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»